Можно ли чинить литые диски?
Литые диски сегодня используются большинством автолюбителей: они сравнительно недороги и при этом выглядят намного лучше обычной «штамповки». Но в России, как известно, две беды. И вторая беда – частая причина повреждения диска: он небольших деформаций и трещин до больших сколов.
Каждый, у кого есть автомобиль, сталкивался с такой ситуацией: новые диски, лужа, под которой не видно глубокой ямы… И новый диск погнут или треснул. Как быть? Со «штамповкой» дело обстоит просто и прозрачно – прокатка «лечит» такие недуги. А вот как быть с «литьем»? Некоторые автолюбители отдают треснувший диск на починку, другие предпочитают покупать новый. И те и другие приводят весомые аргументы, но споры так и не угасают. Давайте попробуем разобраться в различным мнениях.
Какие бывают диски?
Все диски можно разделить на три категории: это штампованные диски, литые диски и кованные диски. Отличаются они, соответственно, материалом изготовления (различные сплавы), структурой диска (штампованные свариваются из нескольких частей, а литые изготваливаются монолитными) и эксплуатационными характеристиками (Подробнее о том, как отличить "литье" от "ковки"). Проще всего ремонту поддаются штампованные диски, поэтому на них в данной статье мы останавливаться не будем. На втором месте по ремонтопригодности – кованные диски, которые при повреждениях ведут себя схоже во штампованными: при малых и средних перегрузках они просто гнутся. Погнутый диск можно «прокатать» на специальном станке. А вот литые диски из-за особенностей слпава, из которого их отливают, несколько более хрупкие. Это означает, что при перегрузке диска есть вероятность того, что он не погнется, а даст трещину. В более серьезных случаях часть обода диска может отломиться совсем, чего не моежт произойти со штампованным диском.
Как «лечат» литье?
Если диск получил небольшой изгиб и нужно лишь восстановить его геометрию, используется специальный станок. При помощи гидравлики на станке убирается радиальное и осевое смещение, устраняются деформации, проводится центрирование диска. После выполнения работ производится контроль и при надобности процедуру повторяют. Если геометрию диска и его центрирование удалось восстановить, диск проходит прокатку, после чего отправляется на балансировочный стенд.
Более сложные случаи повреждения литых дисков связаны с нарушением его целостности: появление трещин, сколов, отломленных частей обода. Не все повреждения могут быть исправлены, например, трещины около отверстий под болты ремонту не подлежат, т.к. нагрузка на эти места повышенная, а сделать качественный сварной шов в таком труднодоступном месте – очень сложно. Даже если вы и договоритесь о ремонте, нужно понимать, это гарантий на качество ремонта вам никто не даст. Сколы же на ободе, а также трещины на боковых частях диска можно заварить. При этом используется только аргонно-дуговая сварка, которая позволяет производить сварку без доступа кислорода. Ремонт скола обода, как правило, небыстрый, так как вставки используются достаточно редко. Обычно вместо вставки производится сварка слоями, которые постепенно заполняют сколотую часть диска. После этого заваренное место тщательно зачищается, диск перекрашивается и производится его балансировка
Из-за чего споры?
И все-таки ремонт литых дисков вызывает многочисленные споры. Причиной тому служат как рекомендации производителей дисков, так и особенности изготовления дисков. Производители дисков однозначно и недвусмысленно запрещают ремонт литых дисков. Дело в том, что при изготовлении на заводе диск проходил процесс закалки, которые нивелируется нагревом диска при его ремонте. Это означает, что свойства металла, из которого он сделал меняются не в лучшую сторону. Металл становится более хрупким и более не соответствует заявленным заводом характеристикам. Специалисты же не рекомендуют пользоваться услугами ремонта диска, так как в процессе сварки шов лишь закрывает трещину, которая зачастую остается внутри металла. Таким образом, целостность диска восстанавливается лишь частично, что не соответствует требованиям по безопасности. Подытоживая все вышесказанное можно сказать, что решение о ремонте старых дисков или покупке новых принимает лично автолюбитель. Если уж вы решили отдать диски в ремонт, проверьте квалификацию специалистов и наличие надлежащего оборудования.
Будьте осторожны на дороге! Читайте также самые частозадаваемые вопросы о шинах и наша статья про то, стоит ли покупать иностранные шины, произведенные в России?
Желаем удачи на дорогах!
Перейти в каталог